Советы спасателя | Фрирайд с гидами в Красной Поляне
08.12.2008 12:50:53
admin

Советы по организации собственной безопасности на трассе и вне ее дает Николай Поляков, гид по фрирайду и хели-ски в Красной Поляне, руководитель "Компании Горных Проводников".

Катание по трассе

На трассе безопасность связана с качеством покрытия, с жесткостью трассы, с тем, ровная она или нет. Когда снег очень жесткий, трудно контролировать траекторию, остановиться, и при падении человек получает травму имено от удара о склон. А когда снег раскисший, люди попадают в медпункт с травмами, вызванными неправильной регулировкой креплений. В таком снегу падения более вязкие, он удерживает снаряд, а вы продолжаете падать. Также важно, насколько снег выровнен. И важна сумма этих факторов. Бывает, трасса в буграх, которые очень жесткие, вас выбрасывает и... Травм больше утром, когда трассы жесткие, и к вечеру, когда ухудщается видимость, труднее рассматривать рельеф. В Красной Поляне мы с искусственным снегом практически не сталкиваемся, но он представляет большую опасность, так как жестче естественного.


 

Катание вне трассы

На человека всегда влияет окружающая среда: холод, ветер, пониженная видимость, высота. Вне трассы опасность представляют лед, трещины в ледниках, в рельефе, снежные лавины и снежные карнизы. Снежные бугры могут под собой скрывать камни, пни, поваленные деревья. Опасно кататься в начале зимы или когда зима малоснежная. Нужно понимать какое количество снега сейчас лежит. Если более полутора метров, кататься, в принципе, безопасно, но могут быть наклоненные ветви деревьев близко к поверхности. На горнолыжных курортах есть информация о количестве снега, с которой нужно ознакомиться перед выходом. Если вы спускаетесь по кулуару, по которому недавно сходила лавина, содрав снежный покров, оцените, достаточно ли там снега. Бывает,  склон выглядит нормально, но может быть так ,что он покрыт свежим снегом, легшим на путь лавины. 

Опасность представляют трещины. На леднике, покрытом снегом - закрытом леднике - визуально определить наличие трещины нельзя. можно обращать внимание на форму рельефа, какие-то вогнутости, на цвет снега, который в месте трещины может быть темнее (что вовсе не обязательно!), но это не слишком достоверно, потому что все зависит от того, как лег снег, был ли ветер. Все может выглядеть ровно, но скрывать трещину. Так что есть специальные правила движения по закрытому леднику: в связке, с определенными интервалом и снаряжением на случай попадания в трещину. И без проводника по леднику ни в коем случае ходить не стоит.

Как избежать опасностей

 Во-первых, нужен местный гид, который наблюдает склоны весь сезон, может судить об уровне готовности лыжника, знает лавиноопасные места, адекватно оценивает ситуацию, ведь в горах все меняется очень быстро.

Во-вторых, нужно внимательно рассматривать место, если вы здесь никогда не были. Нужно делать специальные экспресс-тесты на лавиноопасность, но этому нужно сначала учиться, чтобы уметь читать послания, которые несет нам снег. Нужно рассчитывать время. Сложные и удаленные спуски планировать на утро. Потому что очень много поисковых работ связано именно с тем, что люди теряются, испытывают трудности в ориентировании.

А третье - не кататься одному, или же вне зоны видимости с канатки, и обязательно рпедупреждать друзей или спасателей, куда вы уходите и когда вернетесь.

И, наконец, внимательно относиться к предупреждениям спасателей. Два года назад, когда произошла история со сноубордистами в "погремушке", искать пришлось по всему Приэльбрусью. А обратились бы ребята к спасателям сначала, им бы объяснили, почему не стоит в том месте строить трамплин. Ведь лавиноопасная ситуация прогнозируется довольно точно, но остановить людей, которые хотят покататься вне трассы, практически невозможно. 

Например, тот нашумевший случай с мальчиком, который погиб в Красной Поляне. Тогда начиналась оттепель, была плохая видимостьи было очевидно, что ситуация крайне лавиноопасна. В тот день постоянно предупреждали об опасности катания вне трассы. И совершенно точно известно, что отец мальчика был в курсе вероятности схода лавин. Однако люди в том месте все равно катались. А в горах к лавине приводит не одна причина, а несколько.  Была середина дня, обрушился карниз и вызвал лавину. Теория спасения в лавине говорит о том, что надо извлечь человека в первые 15 минут, а это значит, за 5 минут надо его найти и за 10 минут откопать. Для этого у потерпевшего должен быть с собой включенный лавинный датчик и еще один человек, который будет искать. Ведь чтобы за пять минут найти при помощи датчика, нужно иметь практику, тренироваться. Ни у того мальчика, ни у папы датчика не было, а в таком случае поиск может затягиваться на несколько дней. Там было две зоны накопления лавины, плохая видимость. Мальчика откопали за полтора часа, что для поиска в таком районе - хороший результат, но ни мальчику, ни его семье от этого не легче...

По материалам журнала "SkiPass"


   | |
 

Комментировать
Имя:

E-mail:

  Введите текст на картинке слева:
 








Экстремальный портал VVV.RU

Free template 'Colorfall' by [ Anch ] Gorsk.net Studio. Please, don't remove this hidden copyleft!

feed-image Feed Entries